18 лучших фильмов с Кейт Бланшетт
Для киноманов каждый фильм с Кейт Бланшетт является крупным событием просто из-за ее участия, но «Тар» представляет собой переворот новой страницы для актрисы. Фильм одновременно осознает и опирается на рост и мастерство Бланшетт. На сегодняшний день это самый явный признак того, что ее присутствие на экране слишком велико, чтобы его отрицать. Ее великолепие теперь просто общепринятая истина.
На данный момент заявление о том, что Кейт Бланшетт является лучшей актрисой своего поколения, едва ли можно считать спорным. Она – ответ поколения X Мерил Стрип, как в неизменном качестве ее работы, так и в ее неоспоримой приверженности актерскому мастерству. Хотя мы привыкли ожидать от работы Бланшетт определенных элементов – непоколебимой силы, неоспоримого интеллекта и театрального чутья – каждый из них имеет свой особый опыт. И учитывая, что ее интерес к продюсированию только начинает проявляться в новых захватывающих проектах, пробивающихся на экран, кинематографическое наследие Бланшетт, похоже, выходит далеко за рамки ее существующей фильмографии.
Отмечая последний переломный момент в карьере Бланшетт, мы вспоминаем 18 ее самых заметных кинематографических достижений. Эти фильмы охватывают почти четверть века и демонстрируют широкий спектр талантов и вкусов актрисы. От эпических приключений, таких как «Властелин колец», до тихих драм, таких как «Кэрол», от студийных комедий, таких как «8 друзей Оушена», до поэтических приключений, таких как «Рыцарь кубков», карьера Бланшетт демонстрирует ее глубокую страсть и понимание среды в разных жанрах и стилях. Доказательство ее таланта проявляется в ее разнообразной и разносторонней работе.
С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut, 1999)
Даже для своих поклонников последний фильм Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» всегда был чем-то вроде тайны, завернутой в загадку. Эта загадочная драма о нью-йоркской паре, медленно разрушаемой своей ревностью и подозрениями, является объектом темного очарования и, учитывая, что Кубрик умер незадолго до выхода фильма, возможно, требует обязательного почтения. По мере того, как киноманы со временем смотрели «С широко закрытыми глазами» и начали анализировать его непостижимость, репутация фильма только росла.
Но даже несмотря на то, что с течением времени в фильме раскрывается все больше, некоторые тайны сохраняются, особенно те, что связаны с вызывающими удивление сценами оргий в масках. В центре этого вечера высококлассного разврата фигура в саване, известная как «Таинственная женщина». Она привлекает внимание доктора Уильяма Харфорда Тома Круза, своенравного мужа, который разбивает вакханалию из любопытства и алчности. Актриса Эбигейл Гуд выглядит внушительно в кадре напротив Круза, но в течение двух десятилетий никто не знал, кто озвучил зловещий голос персонажа.
К 20-летнему юбилею фильма было наконец-то раскрыто имя голоса «Таинственной женщины»: не кто иной, как Кейт Бланшетт. «Мы хотели чего-то теплого и чувственного, – сказал помощник Кубрика Леон Витали, – но в то же время это могло быть частью ритуала». Оглядываясь назад, кажется немного диким, что людям потребовалось два десятилетия, чтобы понять участие Бланшетт. Даже одним только своим голосом она дает сложное изображение противоречивого персонажа, чье ледяное обаяние не может не соблазнить любого вокруг нее, чтобы попытаться узнать больше.
Вавилон (Babel, 2006)
Когда-то Интернет был не просто адом социальной изоляции и идеологической поляризации, а настоящим источником надежды и связи. Так называемый кинематографический феномен «гиперссылочного кино», охвативший престижное кинопроизводство в начале 2000-х годов, отражал надежду на мир, в котором исчезли географические барьеры и возникли неожиданные связи между людьми. Этот стиль повествования получил свое самое широкое полотно в «Вавилоне» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, многонациональном триллере, в котором показаны волновые эффекты одной пули в мире после 11 сентября. Общая нить, связывающая воедино все разрозненные сюжетные линии? Это была Сьюзан Кейт Бланшетт.
Фактическое экранное время Бланшетт в «Вавилоне» довольно мало, ограничено всего несколькими сценами, в которых она является активным участником. Но в эти моменты она присутствует в своем эмоциональном отсутствии в отпуске с мужем Ричардом (Брэд Питт) в Марокко. За считанные минуты Бланшетт устанавливает чудовищность разрыва, который открылся в браке Сьюзан, а также выражает свое разочарование в исчезновении их любви. Еще более впечатляет, что ей удается это делать с такими скудными и невнятными диалогами.
Оба элемента имеют решающее значение, учитывая, что Сьюзан получает неожиданную пулю через окно их туристического автобуса, которая исходит от пистолета, которым владеют двое местных детей, которые получили оружие от своего отца-пастуха коз. То, что из-за угрозы хрупкой жизни Сьюзан открывается заговор международной интриги, говорит о том, насколько эффективно Бланшетт убеждает нас, что ее муж на экране достаточно заботится о том, чтобы трясти геополитический террариум во имя ее безопасности.
8 подруг Оушена (Ocean’s 8, 2018)
Только в последние несколько лет Кейт Бланшетт по-настоящему позволила себе расслабиться и поесть попкорн – даже ее более ранние блокбастеры, такие как «Властелин колец», имели настоящий художественный вес. В наши дни она не прочь поучаствовать в кинематографической вселенной Marvel, представив забавную роль злодейки Хелы в фильме Тайки Вайтити «Тор: Рагнарёк». Но среди ее проектов, которые нравятся публике, она больше всего выделяется как яркая участница женской банды по ограблению в «8 подругах Оушена».
Лу Миллер в исполнении Бланшетт – правая рука Дебби Оушен в исполнении Сандры Буллок, сестры Дэнни в исполнении Джорджа Клуни из трилогии Содерберга. Лу невероятно стильна, а также невероятно сообразительна, преодолевая разрыв между стратегическим планированием и собственным умом, что делает ее самым ценным игроком в любой команде. Бланшетт – способный актер ансамбля среди грандиозного актерского состава в «8 подруг Оушена», и ее большая заслуга в том, что ее присутствие никогда не отвлекает внимание от тщательно продуманного ограбления драгоценностей в центре фильма. Она всегда добавляет к любой сцене больше, чем берет от нее, даже если это означает, что она уходит на задний план.
Это революционное, новаторское выступление Бланшетт? Нет, конечно нет. Но этому не суждено случиться, и она заслуживает того, чтобы повеселиться. Многие благородные актеры отправляются в киностудию, чтобы передохнуть от тяжелого материала. Ключевое различие между Бланшетт в «8 подруг Оушена» и более ленивой версией этого карьерного шага заключается в том, что она рассказывает нам о своем веселье.
Рыцарь кубков (Knight of Cups, 2015)
Кинопоэт Терренс Малик имеет печально известный способ работы с актерами, снимая огромное количество материала, а затем разрезая его на части во время монтажа. Некоторых актеров вообще вырезают или, что еще хуже, они заканчивают как Эдриан Броуди, который прибыл на премьеру «Тонкой красной линии», предполагая, что он был звездой фильма, только чтобы обнаружить, что его роль сведена на нет. Классически обученные актеры одержимы непрерывностью своих персонажей, прослеживая причину и следствие по линейной дуге. Малик убирает этот инструмент или, по крайней мере, делает его нечитаемым для публики.
Чтобы преуспеть в этой нетрадиционной среде, нужен особый исполнитель, поэтому неудивительно, что Кейт Бланшетт неоднократно сотрудничала с Маликом. Она может быть на высоте, сообщая значение момента одним взглядом или располагая свое тело относительно камеры или персонажа. Таким образом, Бланшетт идеально вписывается в эфемерного, мимолетного «Рыцаря кубков» в роли Нэнси, бывшей жены главного героя Рика (Кристиан Бэйл). Название фильма и его структура взяты из карт Таро; Раздел Нэнси называется просто «Правосудие», и она дает суровую расплату голливудскому ловеласу Рику в его неуклюжем путешествии по самопознанию. Бланшетт может играть и человека, и идею одновременно, сводя аллегорию и метафору к одному приземленному персонажу. Ясно, что она позволила себе стать глиной для Малика, отказавшись от любой ценности своего процесса и отдав себя режиссерскому видению фильма.
Правда (Truth, 2015)
Кейт Бланшетт иногда сталкивается с проблемой, когда она показывает слишком много хороших выступлений за календарный год. Иногда кампании по награждению могут включать их в отдельные категории; она одна из дюжины актеров, когда-либо получавших двойную номинацию на Оскар за игру в одном и том же году. Однако в 2015 году она снялась в двух фильмах, привлекающих к себе внимание в конце года, и один из них стал явным фаворитом. Другим релизом в том же году был «Правда», который был явно ниже конкурентов…, но его также не стоило списывать со счетов как провал.
Несмотря на то, что Бланшетт играет главную героиню «Правды», она не обязательно является главной достопримечательностью фильма. Это был бы легендарный Роберт Редфорд, представивший одно из своих последних выступлений в роли ведущего CBS Evening News Дэна Разера, титаническая фигура сама по себе. В фильме прослеживаются последствия сегмента 2004 года, в котором Разер представил репортаж, ставящий под сомнение военную службу Джорджа Буша-младшего, когда президент готовился к переизбранию. Союзники Буша работают с рефери, пытаясь дискредитировать источники и доказательства, чтобы не столкнуться с существом обвинения.
В результате Разер решает уйти в отставку, но в любом случае он находится в конце своей легендарной карьеры. Мэри Мейпс Бланшетт, продюсер телепередачи, в конечном итоге берет на себя большую часть реального ущерба. «Правда», премьера которой состоялась в период зарождения феномена Трампа, теперь приобретает оттенок пророческого предупреждения из не слишком далекого прошлого. Четвертое сословие не может говорить правду власти, когда власть имущие игнорируют факты и реальность. Эта ярость и страх находят эффективный сосуд в Бланшетт, чье выступление передает обжигающий праведный гнев.
Золушка (Cinderella, 2015)
Конечно, римейк «Золушки» Кеннета Браны был предупреждением о направлении, в котором пойдут переосмысления Диснеем его анимационной классики. Исчезла модель, которую он опробовал на «Алисе в стране чудес» Тима Бертона, что позволяло режиссерское чутье. На его месте была почти прямая транспозиция анимационного фильма, который вызвал большой интерес у фанатов, радуя любителей оригинала простым воссозданием его.
Но для тех, кто хочет что-то еще от «Золушки», в актерском составе как минимум есть Кейт Бланшетт. Как злая мачеха Золушки, она привносит всю помпезность и театральность персонажу, который более или менее воплощает само зло. Но в исполнении Бланшетт есть нечто большее. Она находит золотую середину между плоскостностью анимированной карикатуры и объемностью реального человека, создавая неизгладимый характер, от ужаса которого нелегко избавиться. Есть что-то совершенно макиавеллистское в версии мачехи Бланшетт, стратегический блеск, который читается только потому, что актриса дает нам понять, что за этими резкими взглядами у персонажа есть настоящий ум. Кроме того, «Золушка» показывает ее не только как необходимое препятствие на пути Золушки, но и как самостоятельную личность, способную обмануть добросердечных людей. Она тем страшнее от этого.
Властелин колец: Братство кольца (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, 2001)
Незаметная центральная роль Кейт Бланшетт в успехе франшизы «Властелин колец» такова, что Питеру Джексону пришлось придумать способ впихнуть Галадриэль в трилогию «Хоббит», несмотря на то, что персонажа не было в этой части сочинений Толкина. Но ее игра несет в себе как обещание, так и опасность путешествия героя, и поэтому она должна была быть там. Что примечательно, так это то, что ее присутствие в любом из этих фильмов, даже в «Братстве кольца», всегда кажется намного большим, чем ее экранное время. Только подумайте, она в одной сцене в «Двух башнях».
В «Братстве Кольца» Галадриэль Бланшетт появляется ближе к концу процесса, хотя она и рассказывает вступление фильма, придавая экспозиционному диалогу изящество и твердость. Она приветствует Братство, казалось бы, желанным объятием, но позже дает Фродо пугающий проблеск того, каким может быть его будущее, прежде чем бороться со своим собственным желанием забрать кольцо себе. Она мало говорит, но камере Джексона часто удается запечатлеть то, что скрывается под нежными взглядами Галадриэль – ужасающе сильный и холодный расчетливый персонаж. В своей лучшей работе Бланшетт создает изысканное противоречие между тем, что она показывает, и тем, что чувствует ее персонаж, и «Властелин колец» делает это явным: за безмятежной поверхностью Галадриэль скрывается более зловещий личный интерес. Это живое свидетельство максимы, что нет маленьких ролей, есть только маленькие актеры, и никто никогда не мог обвинить Бланшетт в том, что она последняя.
Талантливый мистер Рипли (The Talented Mr. Ripley, 1999)
Невероятно редко можно увидеть, как Бланшетт играет кого-то, кто не является самым умным или самым влиятельным человеком. Таким образом, это то, что она делает в «Талантливом мистере Рипли» в роли бесхитростной Мередит Лог, американской светской львицы середины века, которая пересекает путь коварного и трусливого Тома Рипли Мэтта Дэймона. Когда она встречает его, она не подозревает, что он просто борец из рабочего класса. Не имея причин верить в обратное, она доверяет словам очаровательного парня и признает, что на самом деле он Дикки Гринлиф, богатый плейбой, которого Рипли должна забрать и репатриировать обратно в Америку.
В работе Бланшетт Мередит обеспечивает успокаивающее присутствие, поскольку интрига в итальянском стиле принимает смертельный оборот. Она заменяет недоверие публики, надеясь на лучшее при любых обстоятельствах. Ее благородство и любезность делают ее неотразимым противовесом Рипли, который с каждой новой сценой все глубже погружается в свою испорченность.
Готовность Мередит приостановить недоверие, чтобы приспособиться к искажению правды Рипли, иногда кажется неправдоподобной, но любые недостатки в характере кажутся проистекающими из сценария, а не из игры Бланшетт. Она способна найти ту часть внутри каждого из нас, которая отчаянно хочет верить, что люди по своей природе хороши и заслуживают доверия, даже заходит так далеко, что дискредитирует все очевидные предупреждающие знаки. Она также не стесняется время от времени подыгрывать привилегиям Мередит, что позволяет ей ставить огромные шоры на скрывающуюся вокруг нее злобу.
Елизавета (Elizabeth, 1998)
Прорывная роль Кейт Бланшетт в фильме «Елизавета» 1998 года также стала чем-то вроде истории происхождения супергероя для актрисы. Молодая Бланшетт играет королеву Елизавету I в начале ее правления, во времена религиозных и политических потрясений в Англии, когда католики и протестанты боролись за душу нации. После некоторых междоусобиц со своей сводной сестрой Марией I она должна укрепить власть и объединить свой народ. Но обретение политической власти и обладание ею – две совершенно разные вещи, чему Елизавета должна научиться сама, решая, каким правителем она хочет быть.
Бланшетт вернётся к этой роли почти десятилетие спустя в фильме «Золотой век» 2007 года, снова получив номинацию на «Оскар». Большинство ролей Бланшетт предполагают силу и доблесть, потому что она без особых усилий источает чувство авторитета. «Елизавета» показывает, что эта склонность является развитой чертой, а не врожденным качеством. Елизавета начинает фильм решительно, но немного застенчиво. Ее легко сбить с курса, когда ей бросают вызов, особенно когда причина конфронтации уходит своими корнями в пол.
Фильм Шекхара Капура выглядит лучше всего, когда позволяет зрителям заглянуть в мифотворчество, стоящее за публичной персоной Елизаветы I. Как рассказывает этот фильм, образ королевы-девственницы в значительной степени проистекает из ее желания работать с мужчинами, которые ухаживают за ней и сомневаются в ней в равной мере. Ни Бланшетт, ни фильм не накладывают современный феминизм на Елизавету, хотя ее стремление к независимости и самодостаточности как суверена действительно мощно отзывается эхом.
Манифесто (Manifesto, 2016)
На бумаге мысль о том, что кто-то зачитывает в ваш адрес различные художественные и политические манифесты, звучит скорее как наказание, чем удовольствие. Но когда это декламирует Кейт Бланшетт, все меняется. В «Манифесто» Джулиана Розефельдта актриса воплощает 13 разных персонажей, каждый из которых использует цитаты из влиятельных текстов манифестов, начиная от Карла Маркса и заканчивая Джимом Джармушем. Это свидетельство огромной универсальности Бланшетт, что она может принимать столько разных обличий и делать каждое из них настолько убедительным, насколько это необходимо.
«Манифесто» носит обучающий характер, но он не похож на лекцию. Хотя изначально проект был задуман и организован как галерейная инсталляция, в которой каждый из персонажей Бланшетт появлялся на экране в большой комнате, он по-прежнему работает как отдельная функция. В одном сегменте она бездомный, визжащий догматы ситуационизма. В следующем она брокер, восхваляющий футуристскую идеологию. Бланшетт также играет школьную учительницу, вещательницу новостей, ученого, мусорщика, кукловода, хореографа, похоронного оратора и татуированного панка.
Это полный диапазон от одного из самых одаренных исполнителей, передающий сущность архетипа настолько чисто, что она не мешает истинному фокусу проекта: самим словам. В исполнении Бланшетт сухие тексты оживают на наших глазах и вырываются из ограничений теории. Это доказательство того, что Кейт Бланшетт занимается не только искусством. Она искусство.
Аллея кошмаров (Nightmare Alley, 2021)
Ненавистники скажут, что это всего лишь разогрев манерной «Кэрол», но Бланшетт проделала удивительную историческую работу в «Аллее кошмаров». Взгляд Бланшетт на классическую роковую женщину источает подлинно знойную чувственность, которая подходит для обстановки эпохи фильмов нуар. Вы могли бы поставить ее напротив Лорен Бэколл или Барбары Стэнвик, и она бы точно подошла. Бланшетт ничуть не менее ценна для создания атмосферы того времени, чем любой технический элемент мастерства Гильермо дель Торо.
Ее игра – это не просто имитация или воплощение идеи. Как доктор Лилит Риттер, хитрый психолог, она помещает «арку» в «архетип». Бланшетт действительно оживляет ремейк «Аллеи кошмаров» дель Торо, когда появляется во второй половине фильма. Ее персонаж представляет собой идеальный фон для измученного иллюзиониста Стэнтона Карлайла Брэдли Купера, который совершенствует свое выступление в цирке эпохи Великой депрессии. Она замечает как его силу, так и его неуверенность в искусстве обмана, пытаясь заманить его в собственную ловушку своими соблазнительными уловками. Замаскировавшись под взаимовыгодного партнера, она пытается извлечь выгоду из того, кого считает доверчивой мишенью. Умственная игра в кошки-мышки, которая разыгрывается между Бланшетт и голодным Купером, захватывает дух, даже если вы видели оригинал 1947 года и знаете результат их тет-а-тет.
Скандальный дневник (Notes on a Scandal, 2006)
В «Скандальном дневнике» Бланшетт идет ва-банк в роли Шебы Харт, женщины, чей саморазрушительный выбор доводит ее до предела. Она идет от максимализма к максимализму, которого… много. Это также идеальный выбор для фильма. Восхитительное отклонение Бланшетт полностью соответствует сенсационному повествованию самого фильма.
Шеба совершает одну большую ошибку: отпускает стресс и потворствует своим желаниям. Она постоянно служит другим, будь то ученики, которых она учит в школе, или сын с особыми потребностями, о котором она заботится дома. Она считает, что в результате заслуживает удовольствия, даже если оно исходит от проблемного 15-летнего Стивена Коннолли. Все становится еще хуже, когда она запутывается с капризной и замкнутой лесбиянкой Барбарой (Джуди Денч), у которой есть свои запутанные планы. С каждым шагом Шебе становится все труднее выползать из ямы, созданной ее собственными ошибками, а очевидное прикрытие Барбары сопровождается корыстными условиями.
Это, конечно, немного перегружено для семейной драмы, но Бланшетт передает эмоции так, как их переживает сама героиня.
Меня там нет (I’m Not There, 2007)
Слово «хамелеон» не часто используется для описания Кейт Бланшетт. Хотя это и не является твердым правилом, она привносит традиционно уверенную в себе, сильную личность в каждую роль, которую играет, и ее персонажи обычно очень похожи на саму актрису. Все это исчезает в «Меня там нет», где Бланшетт является одним из многих кусочков головоломки, которая является Бобом Диланом. Фигура такой интриги и культового роста не может быть запечатлена в стандартном биографическом фильме, поэтому режиссер Тодд Хейнс разделяет множество лиц музыканта на шесть разных «персонажей», которые представляют одну из разных сторон Дилана.
У Бланшетт самый обманчиво простой из шести Диланов. Ее «Джуд Куинн» — тот, кто буквально больше всего похож на самого мужчину как ростом, так и положением. Но она не просто имитирует или изображает карикатуру. Хейнс поручает Бланшетт найти загадку в изображении, которое так хорошо знают фанаты. Ее взгляд на Дилана присутствует, как облако дыма: ощутимо, но невозможно поймать.
Бланшетт также справляется с гендерной двусмысленностью, играя кого-то, кого в народном воображении закодировали как «мужчину», с уникальной грацией. Не похоже, что она женщина, играющая мужчину каким-то бесполезным способом. Скорее, кажется, что Бланшетт полностью выходит за рамки гендера, улавливая нечто большее, чем жизнь, в человеке, который с самого начала был больше, чем такая простая конструкция. В фильме, полном захватывающих преломлений, Бланшетт лучше всего передает миссию проекта, прикасаясь к чему-то неизвестному – или, возможно, совершенно непознаваемому – внутри фигуры, о которой, как нам кажется, мы знаем все.
Авиатор (The Aviator, 2004)
Кейт Бланшетт получила свою первую премию «Оскар» за роль актрисы, завоевавшей больше таких трофеев, чем любая другая исполнительница в истории: неподражаемой Кэтрин Хепберн. Осмелиться сыграть такую легенду киноэкрана – вызов, достойный похвалы, и Бланшетт блестяще справилась с этой задачей, уловив искрометное, опьяняющее очарование Хепберн. Как и в любом проекте, где актриса изображает знакомую фигуру, роль Бланшетт в «Авиаторе» захватывает как образ, так и воображение человека, не впадая в легкое подражание. Ее взгляд на Хепберн достаточно изучен, чтобы приблизиться к актрисе, но не настолько академичен, чтобы казаться роботизированным. Короче говоря, она не упускает из виду «человека» внутри «персоны».
Конечно, помогает то, что версия Хепберн Бланшетт привлекает к себе всеобщее внимание всякий раз, когда она появляется на экране, но не находится в центре внимания фильма. Она то появляется, то исчезает, как частый факел героя Мартина Скорсезе, Говарда Хьюза (Леонардо ДиКаприо). Такая позиция освобождает Бланшетт от множества скучных биографических битов, оживляя фильм своим остроумием и искренней душевностью. Ее краткое романтическое увлечение Хьюзом, когда дерзкий бизнесмен совершает набеги на Голливуд, заключает в себе общий эффект Хепберн. Печально известный обсессивно-компульсивный Хьюз видит, как его тревоги исчезают, когда он проводит с ней больше времени, что на микроуровне отражает то, как зрители эпохи видели в Хепберн побег от суровых реалий того времени.
Загадочная история Бенджамина Баттона (The Curious Case of Benjamin Button, 2008)
Бланшетт обычно играет стальных, крепких персонажей, которые редко показывают свои. Это не значит, что она или ее персонажи бесчувственны. Просто она редко демонстрирует уязвимость. Вот почему «Загадочная история Бенджамина Баттона» кажется чем-то вроде аномалии в ее фильмографии и считается одним из ее самых недооцененных и неправильно понятых работ.
Эта одиссея через американский век отслеживает главного героя, которого играет Брэд Питт, чьи биологические часы идут в обратном направлении. Он начинает жизнь сморщенным стариком, а заканчивает малышом. Напротив, постоянный объект его привязанности, Дейзи Бланшетт, живет согласно условному движению времени вперед. Она важный якорь, который помогает понять и сопереживать пути Бенджамина, пытаясь примирить ее страстный подход к жизни и любовь с его бесстрастным отстранением. Неудивительно, что ее признание на смертном одре составляет основу истории – мы видим фильм глазами Бенджамина, но чувствуем его сердцем Дейзи.
Бенджамин плохо представляет, как реагировать на события в его жизни, учитывая его исключительную точку зрения, и именно Дейзи пытается помочь ему понять значение момента. В то время как он осторожен и робок, она откровенно говорит о своих потребностях и желаниях. Результатом такой обнаженной эмоциональности является подверженность всем поворотам судьбы, которые может предложить жизнь, балансируя между головокружительными взлетами и разрушительными падениями. Это необычайно серьезный и открытый поворот для Бланшетт, который предполагает, что у нее, возможно, все еще есть неиспользованные резервуары искренних чувств, которые можно высвободить.
Тар (Tár, 2022)
«Тар» Тодда Филда говорит нам, что композитор-дирижер Лидия Тар – гений, перечисляя ее многочисленные награды и достижения — она ЭГОТ! Ее наставником был Леонард Бернстайн! – но все, что действительно необходимо, – это сосредоточить камеру на лице Кейт Бланшетт. Во время выхода фильма ее внешность настолько ассоциировалась с художественным совершенством, что не нужно много усилий, чтобы поверить, что она может воплотить кого-то на вершине своей игры.
Филд сказал, что он бы не снял «Тар», если бы Бланшетт отказала ему, и не нужно много времени, чтобы понять, почему. Невозможно подделать такого персонажа, у которого неустанное стремление к художественным достижениям и профессиональному мастерству. Это требует переноса исполнителя на персонажа на метауровне. Удивительное воздействие кинематографического творения Бланшетт подтверждает ее понимание на клеточном уровне того, что значит направлять возвышенное. Фильм принимает тон диссертации – или, возможно, апологии – о мастерстве и преданности делу, поскольку последний толчок Тар к ряду неуловимых карьерных Граалей предвещает ее гибель.
Ее недовольство своим нынешним положением, какой бы знаменитой она ни была, делает Тар современным воплощением греческого трагического героя. Хотя она яростно борется с бурлящими силами, предвещающими ее гибель, она не может бороться с судьбой, которую искушает, действуя так, как будто она непобедима. «Тар» предоставляет зрителю решать, заслуживает ли эта жестокая, самоуверенная, умная фигура того, что приходит к ней, но Бланшетт никогда не оставляет ни малейшего сомнения в полной убежденности ее героини в собственной правоте, и это зрелище оказывается неотразимым для всех.
Кэрол (Carol, 2015)
Вторая совместная работа Бланшетт с режиссером «Меня там нет» Тоддом Хейнсом привела к тому, что, возможно, является ее наиболее технически совершенным поворотом на сегодняшний день. Как главный персонаж в «Кэрол», искреннем воссоздании мелодрамы середины века, она как всегда точна, давая спектакль внутри спектакля. Ее Кэрол Эйрд – домохозяйка и мать 50-х годов, живущая в комфортном пригороде Коннектикута, но она разыгрывает свою любовь к удобствам послевоенного процветания Америки. Кэрол питает тайное желание к другим женщинам, которое она не может не сублимировать в символическом обмене с объектами похотливыми взглядами. Фильм рассказывает о последствиях ее неожиданной встречи с Терезой Беливет (Руни Мара), наивной продавщицей универмага и начинающим фотографом.
Учитывая крайние ограничения обстановки, две женщины не могут позволить себе открыто выражать свою любовь. Вместо этого любовь передается между Кэрол и Терезой посредством закодированного языка и многообещающих пауз, а также языка тела и кратких прикосновений. «Кэрол» – это фильм о скрытых страстях, настолько сильных, что они не могут не выплескиваться на поверхность с пагубными разветвлениями.
В каждой части своего выступления Бланшетт умело передает огромную пропасть между тем, что ее персонажи делают или говорят, и тем, что она на самом деле чувствует. В существовании Кэрол есть необходимая ирония, которая иногда проявляется как манерность. Но поскольку Кэрол стремится найти условия, в которых она могла бы жить в соответствии с указаниями своего сердца, игра Бланшетт поражает своей искренностью духа. Трагедия «Кэрол» не в том, что эти две женщины полюбили друг друга; дело в том, что окружающий их мир не представляет, что делать с этой любовью.
Жасмин (Blue Jasmine, 2013)
Выбрать лучшую роль Кейт Бланшетт – невозможная задача, поэтому, возможно, лучше всего выбрать ту, в которой она задействует больше всего энергии в одном кадре. «Жасмин» – это Бланшетт в полном расцвете сил, объединившая свои самые экстравагантные исполнительские инстинкты в образе женщины, которая употребляет антидепрессанты и находится на пути к полному краху. Жасмин — персонаж, созданный ею самой, поскольку Жаннетт из рабочего класса отказывается от своего происхождения, меняя имя и выходя замуж за представителя светской элиты Манхэттена. После провала ее бывшего мужа, тонко завуалированного аналога Берни Мэдоффа, она вынуждена встретить конец фикции, переехав к своей сестре Джинджер (Салли Хокинс) и ее грубому любовнику Чили (Бобби Каннавале).
Этот запутанный спектакль передает повышенную нереальность и театральность Бланшетт, поскольку она делает современный взгляд на Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание». Когда величие растворяется в иллюзии, может ли Жасмин просто жить внутри иллюзии и игнорировать напряженную семейную драму вокруг нее? Жасмин балансирует на грани нервного срыва, пытаясь подчинить реальность своей воле. Однако Бланшетт не позволяет Жасмин раствориться в мираже настолько, чтобы она потеряла связь с человечеством.
Грубая эмоциональность ухода Жасмин в фантазию передана с сочувствием и убеждением. Бланшетт лишается всего богатства и привилегий своего персонажа, пока у нас не остается ничего, кроме трясущейся, разбитой оболочки женщины. Она умоляет зрителя о сострадании или, по крайней мере, о жалости.