15 лучших фильмов Джима Керри
Для детей, выросших в 90-х, в мире не было большей звезды, чем Джим Керри. Ворвавшись в поле нашего зрения в 1994 году в роли выдающегося детектива по поиску домашних животных Эйса Вентуры, Керри в полной мере снялся в череде фильмов, которые не только подтолкнули его раннюю карьеру к апогею, но и навсегда закрепили за ним статус настоящей мегазвезды комедии.
Всего через несколько лет после того, как он впервые попал на большой экран, Керри уже попал в заголовки газет, став самой высокооплачиваемой кинозвездой в мире, получив колоссальную зарплату в 20 миллионов долларов за роль в черной комедии Бена Стиллера «Кабельщик». В течение следующих трех десятилетий комик, родившийся в Онтарио, выпустил ряд веселых – и часто неожиданных – хитов, которые его фанатская база с ликованием проглотила. На протяжении всей своей длинной карьеры Керри играл все: от блаженно невежественного простака в «Тупой и еще тупее» и ухмыляющегося злодея из Готэма в «Бэтмене навсегда» до нетрадиционного героя комедии Энди Кауфмана в отмеченном наградами «Человеке на Луне».
Представляем наш субъективный список 15 лучших фильмов Джима Керри (в случайном порядке).
Земные девушки легко доступны (Earth Girls Are Easy, 1988)
Выпущенный в 1988 году научно-фантастический фильм Жюльена Темпла «Земные девушки легко доступны» застал Джима Керри в интересный момент, как раз перед тем, как его карьера прорвалась через стратосферу. Его появление в одной из его редких ролей в кино (наряду с эпизодической ролью в фильме 1988 года «Игра в смерть» (The Dead Pool, 1988)), а также вклад Джеффа Голдблюма и Деймона Уайанса, возможно, спасло этот дерзкий фильм от пожизненной безвестности. Тем не менее, несмотря на одержимость сексом и чрезмерную грубость, он по-прежнему остается одним из самых ярких и странных произведений в раннем творчестве Керри.
Вдохновленный одноименной песней Джули Браун, фильм представляет Керри в образе пушистого рыжего инопланетянина по имени Виплок. Вместе со своими космическими приятелями желтым Зибо (Уэйанс) и голубым Маком (Голдблюм) он отправляется на Землю в поисках столь желанного женского внимания после межгалактической засухи. После аварийной посадки в бассейне лос-анджелесской леди Валери (Джина Дэвис), трио не от мира сего наслаждается мраком земной культуры, прежде чем их лидер, Мак, завяжет роман с неудачливой в любви хозяйкой.
Частично музыкальная и частично похабная комедия, «Земные девушки легко доступны» ни в коем случае не является отличным фильмом. Тем не менее, его актерский состав на удивление звездный, и, объединив Керри с его партнером по сериалу «В ярких красках» (In Living Color, 1990–1994) Уэйансом, он производит несколько забавных моментов наряду с проблесками истинного потенциала Керри и того, что сделает его имя нарицательным.
Лемони Сникет: 33 несчастья (A Series of Unfortunate Events, 2004)
К началу нулевых Джим Керри занял удобную нишу, снимая один фильм для фанатов и другой для себя каждые несколько лет. Был «Лжец, лжец», за которым последовали «Шоу Трумана» и «Брюс Всемогущий», а затем «Вечное сияние чистого разума», и когда десятилетие достигло середины, он, казалось, был готов взять на себя еще одну грандиозную задачу. Результатом стала «Лемони Сникет: 33 несчастья» 2004 года, грандиозное и веселое темное фэнтези, адаптированное к первым трем романам популярной серии детских книг Дэниела Хэндлера.
Керри играет сильно накрашенного графа Олафа, актера на полставки и злодея на полную ставку, который неохотно усыновляет троих недавно осиротевших детей, которые, как он утверждает, являются ему дальними родственниками. Довольно скоро его истинные мотивы становятся ясными, когда мы узнаем, что у детей Бодлеров есть ключ к скрытому семейному состоянию, которое Олаф полон решимости получить. Жестокие сюжеты, много пренебрежения детьми и, как следует из названия, множество неприятных событий.
В дополнение к впечатляющему актерскому ансамблю, в который входят Мерил Стрип, Дастин Хоффман и Билли Коннолли, «Лемони Сникет: 33 несчастья» выделяется своей преданностью тьме. Разве Граф Олаф выше прямого убийства этих детей? Вероятно, нет. Более того, Керри выглядит так, словно у него бал, сочетающий грандиозное представление с маниакальной порочностью.
Бэтмен навсегда (Batman Forever, 1995)
1994 год был довольно успешным для Джима Керри. За этот 12-месячный период он выпустил «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», «Маска» и «Тупой и еще тупее» один за другим, мгновенно превратившись из человека, которого нужно смотреть, в мегазвезду комедии. К середине 90-х он был на пике карьеры и, вероятно, мог выбрать любой проект, какой хотел. Тем не менее, это был яркий сиквел «Бэтмена» Джоэла Шумахера, который в конечном итоге пробудил его интерес.
С уходом Тима Бертона «Бэтмен навсегда» перешел в полноценный товарный режим для красочного и броского триквела, в котором Вэл Килмер надел капюшон. Между тем, Керри наслаждался этим как злодей, вращая свою трость со знаком вопроса и маниакально смеясь на протяжении всего фильма в роли Эдварда Нигмы, беспокойного одиночки, который становится Загадочником. Одетый в зеленый спандекс и с ярко-оранжевыми волосами, он присоединяется к столь же яркому Двуликому Томми Ли Джонсу, когда они сражаются с Бэтменом и его новобранцем Робином (Крис О’Доннелл).
Керри ухватился за роль Загадочника после того, как Робин Уильямс в конечном итоге отказался от роли, но не всем это понравилось. По словам Керри, в то время как мир находился под его комедийным обаянием, его коллега по фильму Джонс – нет. «Я был звездой. В этом была проблема», – сказал он Норму Макдональду в 2017 году, прежде чем вспомнить напряженную встречу в ресторане. «Я подошел, и кровь просто отлила от его лица… он сказал: «Я действительно тебя ненавижу»… Я пододвинул стул… и он сказал: «Я не могу одобрить твое шутовство».
Человек на Луне (Man on the Moon, 1999)
Линии стираются в драматическом изображении Джимом Керри дикого и культового комика Энди Кауфмана. Между тем, «Человек на Луне» ознаменовал собой еще одну попытку звезды смешать свои комедийные возможности с чем-то более тяжелым.
Под руководством режиссера «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана Керри погрузился в причудливые мысли Кауфмана, комика, который специализировался на раздвигании границ между комедийными фактами и вымыслом. Играя двойную роль Кауфмана и его неряшливого приятеля-комика из Лас-Вегаса Тони Клифтона, Форман и Керри пытаются вести хронику взлета хаотичной карьеры Кауфмана, одновременно давая нам краткий обзор реального человека, скрывающегося за зрелищностью.
«Человек на Луне» не идеален. Еще больше смешивая факты и вымысел, показывая реальных коллег Кауфмана по «Такси» Кристофера Ллойда и Дэнни ДеВито (последний в роли менеджера Энди, Джорджа Шапиро) и известных фигур из его карьеры, таких как Дэвид Леттерман и рестлер Джерри Лоулер, фильму удается проникнуть в прошлое, как немногим другим биографическим фильмам. Однако, несмотря на то, что Керри получил «Золотой глобус» за лучшее выступление в 2000 году, этого, к сожалению, было недостаточно, чтобы получить признание Академии.
Я, снова я и Ирэн (Me, Myself & Irene, 2000)
Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро, Тим Бертон и Джонни Депп, Уэс Андерсон и Билл Мюррей. Что касается известного сотрудничества между режиссером и актером, то сотрудничество Джима Керри с Питером и Бобби Фаррелли – это история на века. Фаррелли, пожалуй, единственные режиссеры, которые используют Керри в полной мере.
После того, как Фаррелли снял Керри и использовал его в, возможно, самом смешном фильме на сегодняшний день, «Тупой и еще тупее» 1994 года, снова сделали это в 2000 году с «Я, снова я и Ирэн». Он играет Чарли, солдата штата Род-Айленд, у которого постепенно развивается вторая неуправляемая личность после многих лет, когда об него вытирали ноги. Его вторая личность («Хэнк») дает о себе знать, когда он вынужден сопровождать Ирэн (Рене Зеллвегер) по всей стране, чтобы избежать ее опасного бывшего. Чарли изо всех сил пытается держать под контролем обе стороны своей личности.
По мере того, как культура меняется, а вкусы и тенденции в кино развиваются, становится все сложнее правильно использовать вихревые и меняющие форму комедийные приемы Керри. Имея это в виду, «Я, снова я и Ирэн» выделяется как одна из последних больших глупых комедий Керри.
Кабельщик (The Cable Guy, 1996)
Черная комедия Бена Стиллера «Кабельщик» известна как фильм, который вернул Джима Керри на Землю после того, как его успешный полет в 90-х внезапно прекратился. «Кабельщик» – это нечто большее, чем разговоры о зарплате и кликбейтные заголовки.
Одним из главных противоречий с фильмом, в котором Керри играет одинокого кабельщика, который подружился с клиентом (Мэттью Бродерик), было то, что это был самый большой заработок Керри на тот день. Мало того, его гонорар за участие в фильме сделал его самой высокооплачиваемой кинозвездой того времени, наполнив его кошелек отличными 20 миллионами долларов. Таким образом, все взоры были прикованы к «Кабельщику», и когда он вышел, не всем это понравилось. Роджер Эберт даже включил его в свой список худших фильмов 1996 года.
Тем не менее, есть еще многое, что может понравиться. В роли чудака Эрни «Чипа» Дугласа Керри доказал, что он может быть злым так же легко, как и забавным, и при этом сумел привнести немного сочувствия и неожиданной сердечности.
Эйс Вентура 2: Когда зовет природа (Ace Ventura: When Nature Calls, 1995)
Карьера Джима Керри наполнена разнообразными ролями, но чего ей не хватает, так это сиквелов. На протяжении многих лет Керри не уклонялся от того, чтобы заявить о своем отвращении к ненужным продолжениям, и только недавно принял эту идею с успехом «Соник в кино» (2020), в котором он играет доктора Роботника. «В большинстве случаев, когда вы делаете что-то, что действительно нравится людям, сиквелы имеют убывающую отдачу», – сказал он ComicBook.com. «Если вы делаете это достаточно долго постфактум, вы как бы подражаете себе; вы не используете свое первоначальное вдохновение».
К счастью, этот дух появился после «Эйс Вентура 2: Когда зовет природа» 1995 года, продолжения истории 1994 года, когда детектив по поиску домашних животных отправился в Африку, чтобы помочь племени найти редкую белую летучую мышь. Спустя более 25 лет второй выход Керри в роли Эйса можно считать одним из важных фильмов, которые помогли закрепить его статус иконы комедии. Это прекрасно проиллюстрировано в блестящей комедии Майи Эрскин и Анны Конкл о взрослении «Пен15», где они часто цитируют Керри, показывая, насколько универсален язык Эйса (и Керри в целом) для всех, кто вырос с ним.
Лжец, лжец (Liar Liar, 1997)
Выпущенный в 1997 году фильм «Лжец, лжец» воссоединил Джима Керри с режиссером «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» Томом Шэдьяком. Зажатый между его прорывом 1994 года и «Брюсом Всемогущим» 2003 года, он образует среднюю часть их совместной трилогии. Это также стало одним из самых приземленных, но смешных выступлений Керри на сегодняшний день, поскольку ему дали полную свободу действий в фантастической комедии, которая содержит некоторые из его самых цитируемых строк. Учитывая послужной список Керри по извержению забавных диалогов, это говорит о многом.
Он играет Флетчера Рида, успешного адвоката, который целыми днями искажает правду в зале суда и вне его. Когда его склонность ко лжи в конечном итоге разочаровывает его бывшую жену Миранду (Мора Тирни) и маленького сына Макса (Джастин Купер), желание последнего на день рождения рушит жизнь Флетчера, когда оно волшебным образом сбывается. Флетчер не может лгать целых 24 часа. Благодаря своей способности выдумывать, он узнает, что важно в жизни, но не раньше, чем его безжалостная честность нанесет несколько ударов.
«Ручка синяя!», «Это просто то, что говорят некрасивые люди» и «У меня было лучше» – вот лишь некоторые из избранных цитат из этой классической комедии, которая также дала нам скрытое камео из творения Керри «В ярких красках», пожарного маршала Билла Бернса. Однако, по словам Керри, за смешное приходится платить. «Это было постоянное подавление беспокойства, постоянное волнение», – сказал он Лейкленду Леджеру. «Я возвращался домой в полном изнеможении».
Гринч – похититель Рождества (How the Grinch Stole Christmas, 2000)
Одно дело иметь ряд хитовых фильмов, но совсем другое – снять фильм, который станет ледяной праздничной классикой. Для Джима Керри это была красочная и игривая адаптация Рона Ховарда любимой рождественской сказки доктора Сьюза «Как Гринч украл Рождество». В основе фильма лежал ультрасовременный на тот момент грим маэстро кино Рика Бейкера, который использовал себя в качестве подопытного, чтобы доказать, что его методов преобразования было достаточно, чтобы превратить Керри в пушистого зеленого ворчуна.
Тяжелая работа Бейкера окупилась, но для Керри это было началом испытания, которое довело его до физического предела комфорта. Заключенный в постоянно меняющийся костюм из зеленого меха с искусственным снегом, постоянно раздражающие оранжевые контактные линзы, которые он был вынужден носить, Керри пошутил на The Graham Norton Show, что, прошел обучение в ЦРУ, чтобы смочь выдержать этот процесс, и позже назвал это «уроком дзен».
Однако временами все это оказывалось слишком. В беседе с Vulture в 2018 году Казухиро Цудзи, визажист, нанятый для того, чтобы Гринчифицировал звезду, вспомнил напряженный момент, когда Керри надоело, и он унесся со съемочной площадки. После перерыва в производстве – достаточно долгого, чтобы Керри осознал, насколько важны навыки Цудзи для процесса – Керри вернулся, и вместе они смогли создать рождественскую классику.
Джим и Энди: Великое запредельное (Jim & Andy: The Great Beyond, 2018)
Мы уже упоминали «Человека на Луне», и хотя это, несомненно, ключевая строчка в фильмографии Джима Керри, захватывающая история этого проекта была раскрыта только спустя почти 20 лет после его выхода. Вышедший на Netflix в 2018 году документальный фильм режиссера Криса Смита «Джим и Энди: Великое запредельное» рассказывает о безумии, которое происходило во время производства «Человека на Луне», поскольку преданность Керри Методу актерского мастерства в образе Энди Кауфмана постоянно угрожала сорвать Милоша Форманаэто фильм.
Если вы думали, что в настоящем фильме линии размыты, подождите, пока не увидите эту документалку. Перескакивая между интервью с нынешним Керри и архивными кадрами, снятыми в основном бывшей девушкой Кауфмана Линн Маргулис во время постановки Формана в 1999 году, фильм показывает, как Керри полностью исчезает только для того, чтобы снова появиться, одержимый анархическим духом Кауфмана, который остается на протяжении всего фильма. Темперамент и отношения подвергаются испытанию, в частности, в одной сцене Форман спрашивает пьяное альтер-эго Кауфмана, Тони Клифтона (Керри в костюме), попросит ли он Кауфмана (тоже Керри) позвонить ему, чтобы они могли поговорить, идеально воплощая удручающе сюрреалистичную ситуацию, разворачивающуюся за кулисами.
По словам Керри, Universal Studios годами работала над этим материалом, «чтобы люди не подумали, что он засранец». Возможно, они были правы, поступив так, но боже, как это увлекательно смотрится!
Маска (The Mask, 1994)
В наши дни фильмов о супергероях пруд пруди, но в ближайшее время вы больше не увидите ничего похожего на «Маску». Основанная на одноименном комиксе Dark Horse, экранизация режиссера Чака Рассела для большого экрана исключает жестокие элементы истории Дуга Манке и Джона Аркуди, сохраняя при этом свой черный юмор и наивную манию. Керри играет Стэнли Ипкисса, кроткого банковского служащего, чья жизнь и лицо преображаются, когда он обнаруживает древнюю маску, способную превратить его в скандинавского бога озорства.
Ипкисс – четкая фигура в желтом костюме зут и шляпе с большим зеленом лицом и большой улыбкой с белыми зубами. Как и многие ранние работы Керри, «Маска» полна культовых сцен и фраз, которые, некоторые, вероятно, используют и сегодня.
Ни одна из его сцен не является такой дикой и странной, как танец «Кубинец Пит», в котором Керри снялся во время болезни. Со всей грацией и невероятной магией персонажа он делает то, что редко можно увидеть в современном кино: персонаж, бросающий вызов повседневной логике, танцует сальсу, чтобы выбраться из опасной ситуации, используя только свой ум и несколько маракасов. Почему ты все еще читаешь это? Это достойно повторного просмотра.
Эйс Вентура: Розыск домашних животных (Ace Ventura: Pet Detective, 1993)
Оглядываясь назад, можно сказать, что фильм позволил Керри идеально продемонстрировать все элементы, которые сделали его звездой, в том числе его умение производить впечатление, эластичное выражение лица, четкость линий и физическую комедию (прогулка Эйса была вдохновлена походкой птиц).
Керри играет в фильме главного детектива по поиску домашних животных, которого футбольная команда Miami Dolphins наняла для поиска их талисмана, дельфина Снежинки, после того, как он внезапно пропал без вести. По ходу фильма мы видим, как Керри выдвигает на первый план все свои многочисленные забавные способности, в то время как режиссер Том Шэдьяк представляет достойный детектив, который заставляет гадать до последних моментов фильма.
Имейте в виду, что некоторые части фильма не состарились. Как выясняется, Эйс считает похищенную Снежинку женщиной – к большому отвращению всех участников.
Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004)
По мере того, как карьера Джима Керри развивалась и его успех нарастал, поиск чего-то более глубокого и значимого, казалось, выходил на первый план как в его личной, так и в профессиональной жизни и, по-видимому, влиял на проекты, которыми он решил заняться. Несмотря на то, что он уже пробовал свои силы в драматических ролях, «Вечное сияние чистого разума» 2004 года знаменует собой сдвиг в сторону чего-то более неземного, рискованного и артистичного. И кто лучше проведет его через эти экспериментальные воды, чем Мишель Гондри и Чарли Кауфман?
В то время как первый известен своим стилем ручной работы (Керри позже снова объединился с Гондри для проекта 2018 года «Шучу»), второй печально известен синонимом умопомрачительно странных сюжетных линий. Оба они широко представлены в этой горько-сладкой и нетрадиционной истории любви о недавно расставшейся паре, которая решает навсегда стереть свои воспоминания друг о друге, прежде чем осознают свою ошибку на полпути.
Конечный продукт не похож ни на что другое в творчестве Керри или кого-либо еще, если уж на то пошло. Пока Джоэл (Керри) и Клементина (Кейт Уинслет) отчаянно пытаются уклониться от методов стирания памяти фирмы «Люкуна», неожиданно возгорается искра, которая свела их вместе, что делает просмотр терапевтическим, жизнеутверждающим и неожиданно острым. Объедините это с блестящей музыкой Джона Брайона, и «Вечное сияние чистого разума» с легкостью займет свое место в верхней части списка.
Тупой и еще тупее (Dumb and Dumber, 1994)
«У нас нет еды. У нас нет работы. У наших питомцев головы отваливаются!» Именно такая бессмысленная глупость питает блестяще смотрибельный «Тупой и еще тупее», нелепый роуд-муви, который подарил неожиданно-непреодолимую комбинацию Джима Керри и типично благоразумного Джеффа Дэниелса. Для своего третьего фильма 1994 года Керри усилил глупость в сценарии «шутка в минуту» от братьев Фаррелли. Он даже принял участие в действии физически для забавы, удалив свой искусственный передний зуб, чтобы показать настоящий сколотый под ним.
Когда водитель лимузина Ллойд (Кэрри) видит, как его клиент оставляет чемодан в аэропорту, он убеждает своего приятеля-грумера Гарри (Дэниелс) поехать из Род-Айленда в Аспен, чтобы вернуть его. Мало кто из них знает, что в нем содержится выкуп, и их добрый поступок посадил им на хвост двух киллеров. К счастью, оба остаются в счастливом неведении, поскольку они приступили к воссоединению чемодана с его владельцем, попав в серию ситуаций, каждая из которых более идиотская, чем предыдущая.
Несмотря на то, что в 2014 году вышел долгожданный, хотя и сомнительный сиквел, нет ничего лучше оригинала, который остается одной из самых забавных и хорошо написанных комедий в его карьере. Двадцать восемь лет спустя это все еще комфортный просмотр – фильм, к которому можно возвращаться снова и снова.
Шоу Трумана (The Truman Show, 1998)
Есть один фильм Джима Керри, о котором мы будем говорить и через 20 лет. Откуда нам знать? Ну, главным образом потому, что прошло уже 24 года с момента премьеры «Шоу Трумана», а мы все еще говорим о нем. Такова пророческая природа душераздирающей драмы режиссера Питера Вейра. Возможно, это лучший фильм Джима Керри на сегодняшний день, особенно когда речь идет об использовании всех разнообразных элементов, которые делают его такой притягательной звездой.
Керри играет Трумана Бербанка, типичного жителя пригорода, чья идиллическая жизнь, идеальная жена и белый частокол кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой – главным образом потому, что так оно и есть. Без ведома Трумана, его жизнь от зачатия до наших дней представляет собой телешоу со скрытой камерой, которым наслаждаются зрители по всему миру. В течение многих лет это было нормой, но однажды повторения и странные совпадения вызывают подозрения у Трумана, отправляя его в судьбоносное путешествие для самопознания и истины.
Немногие фильмы Джима Керри используют как его юмор, так и глубину эмоций, всегда присутствующие в его глазах. Это то, что прекрасно продемонстрировано, когда правда начинает доходить до нас, и Труман понимает, что вся его жизнь была ложью. Окончание вашего любимого телешоу обычно не является радостным событием, но смотреть, как Труман прощается с нами, уходя из «Шоу Трумана» в реальный мир, радостно и эмоционально, как и сам фильм.